Одним из приоритетных направлений в филиале является формирование системы гарантий качества образования, которая стала неотъемлемой частью образовательного процесса. К основным элементам данной системы можно отнести сопровождение процедур лицензирования и аккредитации, контроль базовых знаний студентов, анализ содержания образовательных программ на соответствие ФГОС ВО, сопровождение участия студентов в Международных студенческих интернет-олимпиадах, а также социологические опросы студентов о качестве условий для реализации образовательных потребностей, качестве преподавания и воспитательной деятельности, а также опросы выпускников филиала и работодателей о качестве подготовки специалистов.
1 ноября 2005 года Ученый совет Нефтекамского филиала БашГУ принял решение о разработке и внедрении внутривузовской системы менеджмента качества и утверждении программы выполнения работ по разработке и внедрению системы гарантий качества в НФ БашГУ. Разработка системы гарантий качества в НФ БашГУ основывается на «Стандартах и руководствах к системам гарантии качества в Европейском пространстве высшего образования», опубликованных ENQA, а также типовой модели системы качества образовательных учреждений, одобренной Советом по координации управления качеством высшего профессионального образования при Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки и рекомендованной для апробации в вузах Российской Федерации. Формирующаяся в Нефтекамском филиале БашГУ система гарантий качества, в целом соответствует стандартам и директивам ENQA и включает:
- Формирование стратегии, политики и целей в области качества. Планирование и постоянное улучшение деятельности филиала.
- Управление ресурсами.
- Утверждение, мониторинг и периодические проверки программ и квалификаций.
Миссия НФ БашГУ заключается в удовлетворении образовательных потребностей личности, общества, государства через формирование высокого профессионального уровня и конкурентоспособности выпускников и активном влиянии на развитие города и региона. Выполнение заявленной миссии осуществляется через систему стратегических целей, к каковым следует отнести:
- подготовку высококвалифицированных кадров, способных внести эффективный вклад в прогрессивное развитие России;
- формирование высококультурной социально активной и гармонично развитой личности и подготовка специалиста, способного быть лидером, работать в команде, действовать и побеждать в условиях конкурентной среды;
- развитие фундаментальной и прикладной науки как основы высокого качества образования и источников новых знаний и технологий для эффективного решения социальных и экономических проблем современного общества;
- развитие международных научных связей;
- обеспечение высокого рейтинга НФ БашГУ.
Организационная структура системы гарантий качества включает все структурные подразделения филиала во главе с директором филиала.
В рамках программы создания системы гарантий качества образования на первом этапе приказом директора НФ БашГУ был создан Совет по качеству, действующий в соответствии с утвержденным Положением. Важнейшей задачей Совета является координация деятельности всех структурных подразделений филиала, с целью реализации мероприятий, направленных на повышение качества образовательной деятельности. Заседания Совета по качеству проводятся не реже одного раза в три месяца. Решения Совета оформляются протоколом. Функции Совета по качеству:
- разработка стратегии и основных направлений политики филиала в области качества, а также рекомендаций по вопросам создания и развития системы управления качеством образования в филиале;
- обсуждение, согласование, представление проектов документов в области качества;
- анализ результатов, комплексных проверок деятельности филиала и разработка решений, способствующих устранению выявленных недостатков в организации ключевых процессов деятельности филиала.
Возглавляет Совет по качеству директор филиала. Членами Совета по качеству являются заместители директора, деканы факультетов, сотрудники учебно-методического отдела, представители студенческого совета.
Учебно-методический отдел систематически осуществляет контроль остаточных знаний студентов, занимается организацией и проведением Федерального Интернет-экзамена в филиале; координирует работу структурных подразделений в области качества, проводит заседания Совета по качеству, оказывает методическую помощь молодым преподавателям по составлению учебно-методической документации, проводит работу по внедрению и совершенствованию балльно-рейтинговой системы текущего контроля и промежуточной аттестации в филиале, осуществляет мониторинг состояния учебно-методических материалов по дисциплинам, анализ содержания образовательных программ направлений подготовки (учебных планов, рабочих учебных программ, программ промежуточной и итоговой аттестации, практики, фондов оценочных средств) на предмет их соответствия ФГОС ВО, мониторинг условий образовательной деятельности и качества преподавания, осуществляет работу по документированию процедур, разработка и внедрение системы гарантий качества образования. Структура и содержание ООП, рабочих программ дисциплин, программ практик, фондов оценочных средств соответствуют требованиям, установленным в федеральных государственных образовательных стандартах и Порядке организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, в Правилах разработки, утверждения образовательных программ высшего образования – программ бакалавриата, программ специалитета, программ магистратуры и внесения в них изменений и Методических рекомендациях преподавателям по составлению рабочих программ учебных дисциплин.
Документом, определяющим систему гарантий качества в филиале, является Руководство по качеству. Согласно Руководству, качество образования – это сбалансированное соответствие совокупности свойств и характеристик образовательного процесса, его результатов и всей системы образования в целом установленным потребностям, целям, требованиям, стандартам, которые определяются отдельными гражданами, предприятиями и организациями, обществом и государством в целом.
В целях эффективного использования ресурсов филиал осуществляет менеджмент, который выражается в управлении человеческими ресурсами, управлении инфраструктурой и образовательной средой. Главным ресурсом в учебном заведении является преподавательский состав. Филиал гарантирует прием на работу сотрудников, обладающих необходимым уровнем компетенций. Студенты имеют возможность высказывать свое мнение о предоставляемых им услугах. Филиал ведет постоянное наблюдение за эффективностью предоставления услуг, проводит их мониторинг и улучшение.
В филиале действует отлаженная система мониторинга качества обучения студентов, которая включает в себя: текущий контроль, промежуточную аттестацию, контроль остаточных знаний, умений и навыков, государственную итоговую аттестацию. Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация осуществляется на основании «Положения промежуточной аттестации студентов БашГУ», «Положения о модульно-рейтинговой системе студентов БашГУ», Порядка реализации балльно-рейтинговой системы оценки учебной работы обучающихся НФ БашГУ. Положения предусматривают применение балльно-рейтинговой системы оценки знаний, умений и навыков студентов, которая позволяет учитывать всю деятельность студента в течение семестра, его самостоятельную работу, активное участие в практических (семинарских) занятиях, выполнение контрольных работ по блокам, разделам изучаемых дисциплин. Результаты текущего контроля учитываются при проведении промежуточной аттестации.
По итогам текущего контроля составляется рейтинг студентов. Информация о рейтинге размещается на стендах деканатов и на сайте НФ БашГУ. Таким образом, информация является доступной для студентов, их родителей, а также для потенциальных работодателей.
Одним из приоритетных направлений в деятельности учебно-методического отдела является участие филиала в Федеральном Интернет-экзамене. Базовые знания студентов получают не только внутреннюю, но и внешнюю оценку. С 2006 года студенты филиала приняли участие в 20 этапах Федерального Интернет-экзамена в сфере профессионального образования. Так, в прошлом учебном году студенты всех групп очной формы обучения прошли тестирование по дисциплинам цикла ГСЭ, МЕН и ПД показали достаточно хорошие результаты по итогам ФЭПО-28.
Студенты филиала ежегодно принимают участие в Международных Открытых студенческих интернет-олимпиадах.
В концепции управления качеством очень важна социологическая составляющая. Она показывает определенный срез проблем образовательного процесса. Поэтому социологические исследования стали неотъемлемой частью образовательного процесса Нефтекамского филиала БашГУ. За период с 2005 по 2018 гг. систематически проводятся социологические опросы абитуриентов, работодателей, выпускников, преподавателей, студентов по различным вопросам организации учебного процесса, воспитательной работы, организации практики студентов. Практически ежегодно проводится масштабное социологическое исследование «Преподаватель глазами студента», направленное на оценку студентами качества деятельности профессорско-преподавательского состава в филиале. Как правило, реализуемые социологические исследования направлены на оценку качества предоставляемой образовательной деятельности. Они позволяют получить объективную информацию о деятельности преподавателей, выявить положительные и отрицательные тенденции. Результаты исследований рассмотрены на заседаниях кафедр и УМС факультетов, приняты соответствующие решения по организации учебного процесса, по качеству преподавания.