Уфимский университет науки и технологий
Нефтекамский филиал
Адрес: 452681 г.Нефтекамск, ул.Трактовая, 1. | Приемная: 8 (34783) 2-35-80 | [email protected]

Горячая линия

Общая характеристика кафедры

1.1 Учебный процесс

Кафедра математического моделирования и информационной безопасности  осуществляет подготовку квалифицированных бакалавров по направлениям 01.03.02 «Прикладная математика и информатика» (профиль «Математическое моделирование и вычислительная математика»), 10.03.01 «Информационная безопасность» (профиль «Организация и технология защиты информации»), 09.03.03 «Прикладная информатика» (профиль «Прикладная информатика в информационной сфере»). Подготовка бакалавров осуществляется по очной форме («Информационная безопасность», («Прикладная математика и информатика»), по заочной форме обучения («Прикладная математика и информатика, «Прикладная информатика»).

В 2020-2021 учебном году кафедра организует учебный процесс на направлениях «Прикладная математика и информатика», «Прикладная информатика», «Инфокоммуникационные технологии и системы связи»,  «Информационная безопасность», «Электроэнергетика и электротехника», «Технологические машины и оборудование», «Материаловедение и технологии материалов», «Управление качеством», «Юриспруденция», «Экономика», «Государственные и муниципальные службы». Кафедра курирует следующие дисциплины: математический анализ, линейная алгебра и аналитическая геометрия, информатика, web-проектирование, введение в специальность, математические модели в механике, основы информатики, функциональный анализ, теория вероятностей и математическая статистика, дискретная математика, уравнения математической физики, математика, языки программирования, защита информации в компьютерных сетях, начертательная геометрия и компьютерная графика, языки программирования Python, численные методы, инженерная графика, стратегия лидерства и командной работы, компьютерные технологии, операционные системы, основы информационной безопасности, эконометрика, экономико-математические модели, экономическая информатика, информационные технологии в юридической деятельности и д.р.

Учебный процесс обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими базовое образование, как правило, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины. Преподаватели специальных дисциплин имеют ученую степень или опыт деятельности в соответствующей профессиональной среде.

В 2020-2021 гг. учебный процесс на кафедре математического моделирования и информационной безопасности обеспечивают 14 преподавателей, в том числе: доцентов – 6 чел.; старших преподавателей (без степени) – 1; представителей работодателей – 5. Штатных из них – 4 чел., совместителей–4 чел.

При общей численности преподавателей кафедры − 14 чел., остепененных из них − 6 чел. (43%). Из них количество представителей работодателей составило 5 человек (36%).

В целом следует отметить высокий профессиональный уровень профессорско-преподавательского состава, работающего на кафедре. Все преподаватели активно занимаются научной работой, имеют публикации в виде учебных пособий, научных статей, составляют программы, методические указания к преподаваемым курсам. В качестве почасовиков и штатных совместителей, как правило, приглашаются ведущие преподаватели БашГУ и других вузов Республики Башкортостан.

В настоящее время осуществился переход к двухуровневой системе образования на основании ФГОС ВО нового (третьего) поколения. На кафедре были скорректированы содержания дисциплин и, соответственно, содержания учебных программ.

Кафедра математического моделирования и информационной безопасности является выпускающей кафедрой по направлениям подготовки бакалавров «Прикладная математика и информатика», «Прикладная информатика» и «Информационная безопасность».

 

1.2 Учебно-методическая работа

Планирование и выполнение учебной нагрузки преподавателями кафедры осуществляется в соответствие с учебным планом и рабочими программами по каждому курсу и фиксируется в индивидуальных планах преподавателей. На 2019-2020 учебный год было запланировано 3402,1 ч., выполнено – 3402,1 ч. На 2020-2021 уч.г. запланировано 4950,4 ч.

Ежемесячно проводятся заседания кафедры, на которых обсуждались вопросы, касающиеся жизнедеятельности кафедры и филиала в целом: рабочие программы дисциплин, вопросы к зачетам и экзаменам, проблемы подготовки к сессии, план учебно-методических изданий, готовящиеся к изданию методические указания, тематика курсовых работ, качество обучения, итоги сессии и успеваемость студентов, отчеты преподавателей – соискателей ученых степеней о ходе подготовке диссертационных работ, план работы по прохождению научной стажировки, план воспитательной работы, план работы студенческого научного общества, учебные и производственные практики студентов. 

За текущий год сотрудниками кафедры актуализированы рабочие программы дисциплин, закрепленных за кафедрой, по всем реализующимся в филиале ООП. Рабочие программы по всем дисциплинам разработаны в соответствии с ФГОС.
Рабочие программы дисциплин включают: ФГОС, программу курса, учебный план, учебно-тематические планы с расчасовкой, тематику лабораторных, практических и семинарских занятий, перечень тем, выносимых на самостоятельную работу студентов, и рекомендации по их изучению, критерии оценивания уровня сформированности компетенций, методические программные разработки, необходимые студенту для усвоения курса, комплекты экзаменационных билетов, вопросы и тесты для промежуточного контроля, учебно-методические пособия.

Кафедрой систематически проводится мониторинг обеспеченности образовательного процесса с целью выявления потребности в методическом обеспечении дисциплин.

С целью изучения, обобщения и передачи педагогического опыта молодые преподаватели кафедры посещают занятия опытных коллег. Результаты взаимопосещений обсуждаются на заседаниях кафедры и учебно-методического совета факультета.
Организационно-методическая работа отражена в планах работы кафедр, преподавателей, кураторов групп. Выполнение плановых мероприятий фиксируется в отчетной документации и заслушивается на заседаниях кафедр и учебно-методического совета факультета.

 

1.3 Работа по повышению качества обучения

Кафедра осуществляет мониторинг качества процесса образования и его результатов на всех этапах обучения студентов с целью проверки соблюдения требований к выпускаемым специалистам.

Оценка уровня знаний на соответствующих стадиях обучения определяется следующими видами контроля и испытаний:

  • текущий контроль успеваемости;
  • промежуточная аттестация;
  • контроль остаточных знаний;
  • итоговая государственная аттестация.

Оценка качества подготовки специалистов осуществляется в ходе текущего, промежуточного (за семестр, учебный год) и итогового контроля. Результаты анализа успеваемости обучаемых обсуждаются на заседаниях кафедр по окончании сессий, рассматриваются на заседаниях ученого совета филиала.

Для повышения качества подготовки специалистов в учебном процессе внедряются новые формы и методы обучения, такие как групповое обучение, деловые игры, анализ конкретных производственных ситуаций, эссе, творческие задачи, логические схемы, круглые столы, викторины и видеофильмы.

Одной из форм промежуточной аттестации, предусмотренной учебными планами, является выполнение и защита курсовых работ. Методика их выполнения разрабатывается  кафедрами. Тематика работ постоянно обновляется и доводится до студентов преподавателями соответствующих дисциплин. Вместе с тем, студенты имеют право предложить свою тему с обоснованием ее выбора. 

Формой контроля выполнения самостоятельной работы студентов являются: текущие контрольные работы, коллоквиумы, собеседования, рефераты. Время, отведенное на самостоятельную работу во внеаудиторные часы по учебным дисциплинам, соответствует объему часов, указанному в учебном плане. Вопросы организации и планирования самостоятельной работы студентов ежегодно обсуждаются на заседаниях кафедр и при необходимости вносятся коррективы по совершенствованию данной работы.
Также формами промежуточной аттестации студентов являются зачеты и экзамены. Результаты экзаменационных сессий обсуждаются на кафедре, учебно-методическом и ученом советах филиала, собраниях кураторов.

Уровень требований при проведении текущего и промежуточного контроля знаний студентов осуществляется на основе анализа билетов для экзаменов и зачетов, тестовых материалов, тематики и содержания курсовых работ.

Экзаменационный материал (теоретический и практический) разрабатывается в соответствии с требованиями ГОС и ФГОС и отражает требования к обязательному минимуму освоения дисциплины. Качество знаний оценивается по степени усвоения студентами программного материала.

Деканатом осуществляется контроль правильности заполнения и сроков сдачи ведомостей преподавателями по текущим аттестациям.

На заседаниях ученого и методического советов, на заседаниях кафедры периодически рассматриваются вопросы совершенствования качества подготовки специалистов, предлагаются конкретные рекомендации по улучшению организации учебного процесса, по контролю успеваемости студентов. Разрабатываются профилактические меры по снижению задолженностей студентов: проведение дополнительных консультаций, индивидуальное консультирование неуспевающих студентов, беседы кураторов в группах.

Кафедрой систематически проводится контроль остаточных знаний студентов. К участию во внутривузовском тестировании для проверки текущих или остаточных знаний студентов допускаются студенты, изучившие дисциплину в полном объеме. Для проведения тестирования используется специализированное программное обеспечение на базе программных продуктов SunRavTestOfficePro, персональные компьютеры, объединенные в локальную сеть, подключенные к сети Интернет. 

По преподаваемым дисциплинам сформирован банк средств диагностики знаний студентов, включающий в себя тестовые контрольные задания, расчетные задачи, практические ситуации, логические упражнения в зависимости от специфики дисциплины. На основе банка средств диагностики знаний студентов проводятся контрольные срезы по всем дисциплинам всех направлений в течение семестра в форме тестирования, по большинству дисциплин циклов ОПД, СД в компьютерном классе. Для этого преподавателями создан электронный Фонд оценочных средств, комплекс тестов в специальной тестовой оболочке. Диагностические средства дисциплин соответствуют требованиям, предъявляемым к выпускникам. Они представлены в рабочих программах по дисциплинам и используются в процессе обучения.

В целом же необходимо активизировать работу кафедры по повышению качества обучения, в частности по промежуточному контролю знаний студентов. Для этого необходимо повысить качество и объем базы тестов по всем дисциплинам, читаемым кафедрой, и поставить процедуру тестирования на регулярную основу.

 

1.4 Управление ресурсами

Материальная база кафедры в целом соответствует требованиям учебного процесса. В процессе обучения обеспечена непрерывность компьютерной подготовки студентов всех курсов. Компьютерный парк в количественном отношении является достаточным для ведения образовательного процесса на современном уровне, и поэтому в последние годы менялся не существенно. В основном осуществлялось обновление или замена существующих машин. 

На направлениях «Прикладная математика и информатика», «Информационная безопасность», «Прикладная информатика» используются 4 компьютерных класса, 2 кабинета по физике, в каждом из которых установлен минимальный набор компьютерных программ (насчитывающий 15 наименований). С каждого компьютера имеется доступ в Интернет и локальную сеть. В учебном процессе для проведения лекций и практических занятий также активно используется мультимедийная техника.

Образовательный процесс поддерживается учебно-методическими разработками, подготовленными преподавателями кафедры. По всем дисциплинам имеются учебно-методические комплексы, практикумы, сборники задач, тестов и упражнений, которые используются при проведении лабораторных, практических занятий и в ходе самостоятельной подготовки. 

Помимо традиционных учебно-методических материалов, кафедра ведет работу по комплектованию фонда на электронных носителях (CD): мультимедийные справочники, энциклопедии, словари, электронные учебники и т.д., комплектуется видеотека для использования документальных фильмов по информационной безопасности.
Имеется открытый доступ к вузовским электронно-библиотечным системам: «Университетская библиотека онлайн», «Лань», «Электронный читальный зал», научная электронная библиотека «eLIBRARY», Университетская информационная система Россия (УИС РОССИЯ), электронная библиотека диссертаций Российской государственной библиотеки (РГБ), база данных East View (Ист Вью) «Издания по общественным и гуманитарным наукам», справочно-правовая система «Консультант Плюс» и «Гарант», электронный  каталог  библиотеки  БашГУ, учебно-методическая документация кафедр факультета (рабочие программы, программы ГИА, программы практик, методические указания по написанию выпускных квалификационных, курсовых и контрольных работ).

Основным нормативом при комплектовании учебных дисциплин является расчет обеспечения учебной литературой по всем циклам дисциплин учебных планов, реализуемых основных образовательных программ, является 0,5 учебника на студента. В библиотеке создан фонд учебной литературы по дисциплинам кафедры. Уровень обеспеченности основной учебной и учебно-методической литературой составляет не менее 0,99 экземпляра на одного студента дневного отделения.

 

1.5 Организация практики студентов

В течение учебного года студенты направлений «Прикладная математика и информатика», «Информационная безопасность», «Прикладная информатика» проходят учебные, производственные, производственные (научно–исследовательские) практики согласно учебным планам соответствующих направлений.

 

1.6 Итоговая государственная аттестация выпускников

Итоговая государственная аттестация является завершающим этапом обучения студентов бакалавриата. В 2018-2019 уч.г. итоговая аттестация выпускников, в соответствии с ФГОС ВО и учебными планами направлений, включала в себя защиту выпускных квалификационных работ на направлениях «Прикладная математика и информатика» и «Информационная безопасность».

Решением Департамента государственной политики в сфере высшего образования Министерства образования и науки РФ от 27.12.2018 г. председателем ГЭК по направлению 01.03.02 «Прикладная математика и информатика» утвержден доктор физико-математических наук, профессор, заведующий кафедрой вычислительной техники и защиты информации УГАТУ Картак Вадим Михайлович; по направлению 10.03.01 «Информационная безопасность» утвержден Хабибуллин Ришат Даутович начальник Муниципального бюджетного учреждения «Управления гражданской защиты городского округа г. Нефтекамск РБ». В соответствии с Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры (приказ Минобрнауки РФ № 636 от 29 июня 2016 г.) утвержден следующий состав Государственной экзаменационной комиссии по направлениям «Прикладная математика и информатика», «Информационная безопасность» (приказ ректора БашГУ №1619 от 29 декабря 2018г.):

 

1.7 Профориентационная работа

 С 2018-2019 года начато тесное сотрудничество преподавателей кафедр факультета с учащимися 9-10 классов Инженерной школы при МОАУ СОШ №6 г. Нефтекамск. В текущем учебном году в рамках взаимодействия НФ БашГУ с Инженерной школой проведены спецкурсы преподавателями кафедр математического моделирования и информационной безопасности, технических дисциплин, такие как  «Вопросы информационных технологий», «Актуальные IT технологии и программирование», «Теория вероятностей», «Концепции современного естествознания», «Интересная химия» и т.д.

24 ноября 2019 года  завершился  заключительный этап Межрегиональной олимпиады школьников им. И.Я. Верченко по математике и криптографии, на котором испытали свои знания по математике и информатике  школьники   гг. Уфы  и  Нефтекамск. Организаторами олимпиады является Академией криптографии РФ, Академией ФСБ России и УМО вузов по образованию в области информационной безопасности.

Олимпиада по математике и криптографии ежегодно включается в Перечень олимпиад школьников Министерства образования Российской Федерации по профилю «математика». В текущем учебном году она имеет также I уровень, определяющий льготы для призеров 11-классников при поступлении в вуз. Олимпиада проводится в два этапа. Первый, отборочный, проходит дистанционно. Любой школьник может выполнить задания, не выходя из дома. Для этого ему достаточно иметь компьютер с доступом в интернет и свободное время. Отборочный этап дает возможность участникам попробовать свои силы и оценить, есть ли у них шансы на победу в финале. Школьники, которые успешно выступили на отборочном этапе, приглашаются в финал, который проходит в очном формате. В 41 городе по всей России были организованы площадки для проведения очного этапа криптоолимпиады, и уже 7 лет подряд единственной площадкой в Республике Башкортостан становится Нефтекамский филиал БашГУ.

В июле 2019 года на базе Нефтекамского филиала Башкирского государственного университета успешно стартовал проект Яндекс.Лицей. После прохождения первого этапа отбора, который проводился на платформе Яндекс, ко второму этапу было допущено 69 кандидатов. В этот же подготовительный период Яндекс.Лицей провел 3х-дневный семинар в городе Москва для будущих преподавателей, на котором они освоили правила работы с системой LMS, а также прошли тренинги по собеседованию будущих участников на втором этапе отбора. Далее были назначены собеседования для конкурсантов, которые длились на протяжении недели. По результатам двух туров, были сформированы 2 учебные группы общей численностью 24 участника.

В 2019-2020 уч.г. Нефтекамский филиал стал одной из площадок флешмоба «MathCat 2019». Координатором площадки в университете выступил канд. физ.-мат. наук, доцент кафедры математического Вильданов А.Н. На площадке Нефтекамского филиала в акции приняли участие 42 человека: 1 преподаватель, 1 родитель  и 40 школьников. Практически все они выбрали способ участия – в командном зачете, когда участники могут объединиться и выступить в двойном, тройном зачете, решая задачи двух и трех уровней в команде. По итогам математического флешмоба каждый получил сертификат участника MathCat. 

23 января 2020 г. в рамках муниципального этапа Конкурса научно-исследовательских работ в рамках Малой академии наук школьников преподаватели кафедры работали независимыми экспертами в составах жюри. В конкурсе приняли участие обучающиеся 5-11 классов по 24 различным направлениям.

С 26 февраля по 5 марта преподаватели кафедры приняли участие в проведении очного этапа Открытой межвузовской олимпиады для школьников 9-11 классов на Кубок имени Ю.А. Гагарина.

Аюпова А.Р. стала участником III Уфимского международного салона образования «Новая субъективность Образования», который проходил с 6 по 9 ноября 2019 года на площадке ВК «ВДНХ-ЭКСПО» (г. Уфа). В рамках Салона были  представлены презентационные стенды и проведены обсуждения в форматах круглых столов, панельных дискуссий, а также практические мастер-классы по тематическим кластерам.

Преподаватели кафедры Сейидов Т.Т., Вильданов А.Н. вместе со студентами направлений подготовки «Прикладная математика и информатика», «Информационная безопасность»  приняли активное участие в IT-форуме HACKATOH, который прошел  29 февраля и 1 марта 2010 г. на базе Центра молодёжного инновационного творчества «АЛГАритм» в Нефтекамске. Организатором мероприятия выступила администрация города совместно с компанией RADIUS.

 

1.8 Трудоустройство выпускников. Связь с работодателями

Особое внимание уделяется проблемам трудоустройства выпускников и связи с работодателями. Для этой цели имеется Центр содействия трудоустройству выпускников, который совместно с деканами факультетов оказывает психологическую, информационную, юридическую поддержку студентам и выпускникам, содействует их адаптации на рынке труда, трудоустройству по специальности, организует временную и постоянную занятость студентов. Со всеми студентами старших  курсов проводятся занятия по курсу «Технология поиска работы», встречи, тренинги, на которых выпускники приобретают навыки составления резюме, рекомендательного письма, поиска работы. В игровых условиях отрабатываются навыки самопрезентации, активного ведения беседы, обсуждаются проблемы мошенничества на рынке труда, проводится показ учебных фильмов «Как найти работу», «Как начать карьеру молодому специалисту», «Деловая одежда», «Как адаптироваться на новой работе».

Используются индивидуальные формы работы, в основном  консультации, которые посещают 75-80% выпускников с вопросами составления портфолио, стратегии поиска лучших предложений работы: «Интернет-ресурсы для поиска работы», «Социальные сети», «Прямой выход на компании», «Размещение резюме в Интернет», «Отклики на вакансии», «Кадровые агентства».

 

II Научная работа

Преподавателями кафедры ведется активная научно-исследовательская работа.

Студенты вместе с научными руководителями подали документы на конкурсы грантов:

Всероссийский конкурс достижений талантливой молодежи «Национальное Достояние России», организованный Минобрнауки России, НЦ «Интеграция» и др. – На лучшую научную работу студентов вузов России. Руководители: Пыжьянов А.В., Сафина Г.Ф.. Научная работа: «Моделирование колебаний жесткого ротора на податливых шарнирных опорах», январь-март 2020 г. (г. Москва);

Всероссийский конкурс достижений талантливой молодежи «Национальное Достояние России», организованный Минобрнауки России, НЦ «Интеграция» и др. – На лучшую научную работу студентов вузов России. Руководители: Султанов Т.Д., Сафина Г.Ф. Научная работа: «Исследования поперечных колебаний железнодорожного вагона»,  январь-март 2020 г. (г. Москва).

Студенты в 2019-2020 уч.г. стали участники и призерами вузовских, республиканских, всероссийских, международных конкурсов и олимпиад:

Заочный тур Всероссийского конкурса достижений талантливой молодежи «Национальное Достояние России» (г. Москва, Минобрнауки России, НЦ «Интеграция», январь-март 2020 г.)

Пыжьянов А.В. (гр.М-21с)  – Диплом лауреата;

Султанов Т.Д. (гр.М-21с)  – Диплом лауреата.

Вузовский конкурс научно-исследовательских работ студентов филиала, посвященного 75-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Габдуллин И.И. (гр.ИБ-11) – Диплом 1 степени;

Чупеева Л.А. (гр.ИБ-11) – Диплом 1 степени;

Хаматдинова А.И. (гр.ИБ-11) – Диплом 2 степени;

Фархуллина Л.Г. (гр.ИБ-11) – Диплом 2 степени;

Миронов В.А. (гр.ИБ-11) – Диплом 3 степени.

Повышенная государственная академическая  стипендия в 2019/2020 уч.г. присвоена Пыжьянову А.В., студенту I курса направления подготовки «Информационная безопасность» (на основании приказа ректора Башгосуниверситета)

 

Фотографии

Сведения об образовательной организации

Последние объявления

Полезная информация