В данном разделе представлены ответы на основные вопросы, возникающие у студентов и преподавателей вузов в условиях работы и учебы в сегодняшнем формате.
СТУДЕНТАМ
Вопрос: Каким образом будет организована преддипломная практика (являющаяся обязательным условием получения диплома) при дистанционном обучении?
Ответ: Законодательство не ограничивает возможность проведения практики в формате дистанционной (удаленной) работы студентов. Если виды работ, связанные с будущей профессиональной деятельностью, могут выполняться студентами дистанционно при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии с руководителями практики как со стороны образовательной организации, так и со стороны профильной организации, то практика может быть организована полностью или частично дистанционно. При этом образовательной организацией должны быть внесены изменения в программу практики, а при необходимости – заключено дополнительное соглашение к договору о прохождении практики.
Вопрос: Как учиться дистанционно людям, чья специальность напрямую касается практики?
Ответ: Для студентов, которые не завершают обучение в вузе в этом году, необходимо перенести особые дисциплины на следующий учебный год, а для студентов выпускных курсов – организовать освоение практических дисциплин в малых группах в разные смены с соблюдением мер безопасности в соответствии с рекомендациями Роспотребнадзора. Такой перенос дисциплин сопровождается внесением изменений в учебные планы, при этом согласия обучающегося на такой перенос не требуется. При переносе сроков должно быть соблюдено право студентов на каникулы.
Вопрос: Имеет ли вуз право вести дистанционное обучение, а затем продлевать очное обучение на период летних каникул?
На основании приказа Минобрнауки России от 14 марта 2020 г. № 397 «Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы высшего образования и соответствующие дополнительные профессиональные программы, в условиях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации» при реализации образовательных программ вузам необходимо предусмотреть организацию контактной работы обучающихся и педагогических работников исключительно в электронной информационно-образовательной среде, а также использование различных образовательных технологий с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Таким образом, с учетом сложившейся ситуации, в случае невозможности реализации образовательной программы или ее части в полном объеме, может быть пересмотрен график учебного процесса.
Вопрос: Будут ли вузы пересчитывать размер оплаты за обучение студентам-платникам? Будет ли введен режим каникул на оплату платного образования в вузах?
Ответ: Согласно частям 2 и 3 статьи 54 Закона об образовании в договоре об оказании платных образовательных услуг должны быть указаны основные характеристики образования, в том числе вид, уровень и (или) направленность образовательной программы, форма обучения, срок освоения образовательной программы, полная стоимость платных образовательных услуг и порядок их оплаты. Применение электронного обучения, дистанционных образовательных технологий (далее – ДОТ) согласно статье 16 Закона об образовании являются способом организации образовательной деятельности, который согласно пункту 3 Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, утвержденному приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. № 816, может применяться при различных формах обучения, предусмотренных Законом об образовании. Применение ДОТ предусматривается и федеральными государственными образовательными стандартами по направлениям подготовки и специальностям высшего образования, которые определяют совокупность обязательных требования к образованию. Применение ДОТ при реализации образовательных программ не влечет за собой изменения основных характеристик получаемого обучающимся образования, в том числе вида, уровня и (или) направленности образовательной программы, формы обучения и срока освоения образовательной программы, то есть всех тех характеристик предмета договора, которые предусмотрены Законом об образовании. Применяемые образовательные технологии и способы организации образовательной деятельности не отнесены к существенным условиям договора и пунктом 10 Правил оказания платных образовательных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2013 г. № 706 (далее – Правила), в котором детализируются сведения, включаемые в договор. Указание применяемых образовательных технологий и способов организации образовательной деятельности не предусмотрено и примерной формой договора об образовании на обучение по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, утвержденной приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 21 ноября 2013 г. № 1267. В тоже время исходя из принципа свободы договора и пункта 10 Правил в договор по соглашению сторон могут включаться другие необходимые сведения и условия, связанные со спецификой оказываемых платных образовательных услуг, в том числе и применяемые образовательные технологии.
Таким образом, по общему правилу, если иное не предусмотрено договором, применение ДОТ не влечет изменение существенных условий договора и не требует внесения в договор изменений (заключения дополнительного соглашения). Также отсутствуют основания для пересмотра (изменения) стоимости платных образовательных услуг, поскольку основные характеристики получаемого образования, предусмотренные договором, не изменяются при применении ДОТ.
Вопрос: Будут ли выплачиваться заработные платы и стипендии?
Ответ: В связи с переходом на дистанционное обучение социальные права сотрудников вузов и студентов будут полностью соблюдены. Повода для невыплат или сокращения зарплат, а также для принудительного отправления в отпуск сотрудников нет.
Вопрос: Может ли студент выбрать понравившийся ему онлайн-курс самостоятельно?
Ответ: Предлагается модель, при которой онлайн-курсы для реализации образовательных программ выбирает образовательная организация и доводит до сведения студентов в установленном ею порядке.
Во-первых, это упорядочит выбор курсов студентами.
Во-вторых, это необходимо во исполнение пункта 4 Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, утвержденного приказом Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816, в целях обеспечения правильности выбора курсов студентами.
Вопрос: Какие документы нужно предоставить студенту онлайн-платформе для обучения на онлайн-курсах?
Ответ: Предоставление документов от студентов не требуется.
Вопрос: Каким образом будет подтверждаться личность студента при обучении по онлайн-курсам?
Ответ: Технологии идентификации личности используются только в тех случаях, когда слушатель онлайн-курса проходит онлайн аттестацию и получает сертификат. Прослушивание онлайн-курсов в текущих условиях будет проходить без промежуточной аттестации и, соответственно, не требует идентификации студента.
Вопрос: У студента нет компьютера, чтобы использовать дистанционные технологии. Что делать?
Ответ: большинство онлайн-курсов можно пройти не только с помощью компьютера, но и с помощью мобильных устройств с доступом в сеть «Интернет».
Вопрос: Влечет ли применение дистанционных технологий какое-то изменение прав и обязанностей студента?
Ответ: Нет, не влечет. Все права и обязанности студента сохраняются в полном объеме.
Вопрос: Что обязан делать студент в условиях дистанционного обучения?
Ответ: Важно помнить, что освоение образовательной программы с использованием дистанционных образовательных технологий не означает переход на самообразование или внеочередные каникулы для студентов. За студентами сохраняются все обязанности, предусмотренные статьей 43 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». В частности, посещение занятий проходит по расписанию университета в форме просмотра онлайн-курсов, вебинаров с преподавателем, в иных дистанционных форматах. Студент продолжается готовиться к семинарам, выполняет домашние работы, проходит контрольные работы с одним отличием – в дистанционной форме. Студенты обязаны проходить промежуточную аттестацию в сроки, предусмотренные университетом, с использованием дистанционных образовательных технологий, в форме, предусмотренной образовательной программой.
Вопрос: Что студент должен сделать, чтобы организовать свое обучение в дистанционном формате?
Ответ: Обеспечить продолжение обучения в дистанционном формате – обязанность университета. Для этого университеты используют две основные технологии: (1) проведение занятий в дистанционном формате, (2) использование собственных онлайн-курсов или онлайн-курсов, разработанных ведущими университетов и.
В первом случае университет переводит собственные курсы в дистанционный формат (может использовать LMS, общедоступные платформы) и предоставляет студентам алгоритм подключения и инструкции по пользованию, актуальное расписание занятий.
Во втором – может предложить студентам онлайн-курс(-ы), который должен быть освоен, и предоставляет студенту алгоритм подключения к платформе. В ходе освоения онлайн-курса преподаватель университета, где учится студент, оказывает учебно-методическую поддержку, проводит текущий контроль и промежуточную аттестацию. Онлайн-курс может сопровождаться семинарскими занятиями и домашними работами в дистанционной форме.
Никаких специальных заявлений о переводе на дистанционный формат студенту подписывать не требуется.
В случае реализации второй модели (онлайн-курсы), возможно, потребуется оформление студентом согласия на обработку персональных и принятие условий пользовательского соглашения онлайн-платформы.
Вопрос: Имеет ли студент право на зачет результатов освоения онлайн-курсов, если он прошел аттестацию на онлайн-платформе?
Ответ: Да, это возможно, если прохождение аттестации будет подтверждено документом (как правило, такой документ называется «сертификат»), выданным университетом-разработчиком курса.
При этом студент должен руководствоваться локальными нормативными актами своего университета, регламентирующими порядок зачета результатов освоения онлайн-курсов и прохождения промежуточной аттестации. Однако необходимо помнить, что если содержание онлайн-курса, его трудоемкость (продолжительность и уровень сложности), формы аттестации по курсу будут отличаться от собственной дисциплины университета, преподаватель вправе отказать в зачете или провести дополнительную аттестацию.
Вопрос: Могут ли студенты пользоваться библиотеками и компьютерными классами университета в период дистанционного обучения?
Ответ: Порядок пользования библиотеками и компьютерными классами определяется университетом. В связи с карантинными мерами, связанными с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции, пользование инфраструктурой университета может быть ограничено или запрещено. В целях сохранения здоровья студентов, преподавателей и иных сотрудников университета рекомендуется воздержаться от посещения помещений университетов и пользоваться электронными библиотечными ресурсами.
Вопрос: Что делать, если в университете отменили программы мобильности, а студент участвует в такой программе, купил билеты, забронировал отель и т.д.?
Ответ: Университетом может быть введен запрет на мобильность в сложившихся условиях. Это делается в целях обеспечения безопасности студентов. При этом университетам рекомендуется договориться с принимающей стороной о переносе сроков мобильности.
Чтобы возместить потраченные средства, студенту необходимо незамедлительно обратиться к поставщикам услуг (авиакомпания, отель, общежитие и т.п.) за возмещением понесенных расходов. В случае отказа поставщика в возврате средств необходимо получить документальное подтверждение такого отказа и обратиться в свой университет. Университетом может быть принято решение о возмещении понесенным студентом расходов (если за счет программ университета была запланирована финансовая поддержка такой поездки), либо оказании иной (в том числе административной) поддержки студентам в возврате денежных средств.
Вопрос: Студент находится за границей на программе мобильности. Нужно ли ему возвращаться?
Ответ: Поскольку ситуация в странах очень разная и постоянно меняется, стандартных решений быть не может. Необходимо следовать рекомендациям принимающего университета и страны пребывания.
Если занятия в принимающем университете не отменяются, студент может продолжить обучение до конца запланированного периода.
Если занятия переведены в онлайн-формат, то студент может принять решение остаться, если формат его устраивает.
Если предложенный принимающим университетом формат занятий студента не устраивает, или студент принимает самостоятельное решение прервать мобильность, то рекомендуемый порядок действий следующий: уведомить учебной офис программы о своем решении, согласовать индивидуальный учебный план, соблюсти карантин и приступить к занятиям в том формате, который предложит университет.
Вопрос: Если освоение определенного учебного курса перенесут на следующий год, то в таком случае, вероятно, изменяется количество кредитов. Будет ли корректироваться стоимость обучения в случае, если студента отчислили, и он не освоил перенесенный курс? Компенсируют ли ему какую-либо часть средств, ранее выплаченных университету?
Ответ: Да, если в связи с отчислением студент не успеет освоить перенесенный на более поздние сроки курс, то ему возвратят часть средств. Расчет стоимости фактически оказанной услуги осуществляется в порядке, установленном локальными нормативными актами университета.
Вопрос: Будет ли неполное освоение учебной программы (при переносе дисциплин на следующий год) влиять на возможность перейти на бюджет?
Ответ: Нет, не будет влиять. Перенос срока реализации дисциплины и переход на обучение за счет бюджетных средств не связаны между собой.
Переход с платного обучения на бесплатное осуществляется при наличии свободных мест по соответствующей образовательной программе по профессии, специальности, направлению подготовки и форме обучения на соответствующем курсе. Решение о переходе обучающегося с платного обучения на бесплатное принимается университетом.
Вопрос: Что делать, если студент не уверен, что его технические средства позволят ему учиться дистанционно?
Ответ: Студентам необходимо обратиться в университет и получить информацию о том, какая техника потребуется студентам для дистанционного формата обучения.
Университетом также может быть принято решение об оказании помощи материально незащищенным группам обучающихся в получении недостающей техники для возможности учиться дистанционно.
Вопрос: Преподаватель говорит студентам, что его не касается проблема распространения коронавирусной инфекции, посещение его курса продолжает быть обязательным. Что делать в этой ситуации?
Ответ: в данной ситуации необходимо обратиться к руководителю соответствующего учебного подразделения (кафедра, факультет, институт) и сообщить о таком факте. Если университетом принято решение о переходе на дистанционный режим обучения, оно обязательно и для студентов, и для преподавателей. Преподаватель обязан либо перевести свой курс в дистанционный режим, либо провести в дистанционном режиме промежуточную аттестацию и оказывать поддержку в рамках прослушивания студентами онлайн-курсов.
ПРЕПОДАВАТЕЛЯМ
Вопрос: Почему нерабочие недели не распространяются на преподавателей вузов?
Ответ: Указ Президента Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» распространяется не на все организации (не на всех работодателей и их работников).
В соответствии с пунктом 2 приказа Минобрнауки России от 2 апреля 2020 г. № 545 «О мерах по реализации подведомственными Министерству науки и высшего образования Российской Федерации организациями Указа Президента Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» руководителям находящихся в ведении Министерства науки и высшего образования Российской Федерации научных и образовательных организаций необходимо обеспечить реализацию образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
При этом руководителям также необходимо определить максимальное возможное количество работников, переводимых с 4 по 30 апреля 2020 г. на дистанционный режим работы, а также численность работников, обеспечивающих функционирование этих организаций с 4 по 30 апреля 2020 г.
Вопрос: Как продолжение обучения вузов с 6 апреля 2020 г. согласуется со статьей 113 ТК РФ?
Ответ: Статьей 113 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрены особенности работы в выходные и нерабочие праздничные дни.
В свою очередь, Указом Президента Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVOD-19)» (далее – Указ) в Российской Федерации с 4 по 30 апреля 2020 г. включительно установлены нерабочие дни с сохранением за работниками заработной платы.
При этом действие Указа в части установления нерабочих дней сохранением за работниками заработной платы распространяется не на все категории работников.
Кроме того, как следует из Рекомендаций работникам и работодателям, подготовленным Минтрудом России (размещены на официальном сайте Минтруда России по адресу - https://rosmintrud.ru/docs/1368), нерабочие дни не относятся к выходным или нерабочим праздничным дням.
Вопрос: При переносе дисциплины на следующий семестр преподаватель лишится заработной платы?
Ответ: Согласно статье 135 Трудового кодекса Российской Федерации, заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
В соответствии с пунктом 6.5 Порядка определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре, утвержденного приказом Минобрнауки России от 22 декабря 2014 г. № 1601 (зарегистрирован Минюстом России 25 февраля 2015 г., регистрационный № 36204), соотношение учебной нагрузки педагогических работников, установленной на учебный год, и другой деятельности, предусмотренной должностными обязанностями и (или) индивидуальным планом (научной, творческой, исследовательской, методической, подготовительной, организационной, диагностической, лечебной, экспертной, иной, в том числе связанной с повышением своего профессионального уровня), в пределах установленной продолжительности рабочего времени, определяется локальным нормативным актом организации в зависимости от занимаемой должности работника.
Таким образом, в случае переноса дисциплины на следующий семестр образовательной организацией могут быть пересмотрены соотношение учебной нагрузки и другой деятельности педагогического работника.
Вопрос: Что будет с учебной нагрузкой педагогических работников, чьи курсы будут реализовываться с использованием онлайн-курсов других образовательных организаций?
Ответ: в случае, если учебный курс будет реализовываться с использованием онлайн-курсов других образовательных организаций, объем аудиторной работы преподавателя уменьшится, при этом вынужденно возрастут иные формы его нагрузки – методическая и организационная работа, проведение онлайн-семинаров и консультаций, научная работа и т.п.
Высвободившееся рабочее время преподавателя может быть перераспределено на другие виды педагогической работы (методическая, научная, организационная и проч.).
Законодательство (приказ Минобрнауки России от 22.12.2014 № 1601) устанавливает верхний предел учебной нагрузки педагогического работника. Нижний предел учебной нагрузки устанавливается локальными нормативными актами образовательной организации. Конкретный объем учебной нагрузки педагогического работника фиксируется в трудовом договоре.
В случае снижения учебной нагрузки ниже предела, установленного локальными нормативными актами и трудовым договором, возможна. Для этого реализации этого потребуется внести изменения в локальный нормативный акт, регулирующиий вопросы установления нагрузки, трудовой договор с работником (по соглашению сторон) и индивидуальный план педагогического работника.
Вопрос: Можно ли всех студентов перевести на онлайн-курсы, а преподавателей отправить в отпуск?
Ответ: Студентов можно перевести на обучение по онлайн-курсам в той численности, которую образовательная организация определит для себя как необходимую, либо если такая необходимость вытекает из нормативных актов, принимаемых в рамках мер по борьбе с вирусом. Решение о предоставлении отпуска преподавателям, а также иные кадровые решения образовательная организация принимает самостоятельно, в том числе, исходя из сохранения ее обязательств по исполнению государственного задания и заключенных договоров на оказание образовательных услуг.
Вопрос: Что будет с заработной платой преподавателя, чьи курсы будут реализовываться с использованием онлайн-курсов других образовательных организаций?
Ответ: Само по себе решение о применении онлайн-курсов не влечет изменений в заработной плате педагогического работника. Ее размер определяется содержанием его трудового договора и общим объемом учебной нагрузки. В случае перераспределения учебной нагрузки на другие виды педагогической работы без изменений общей продолжительности рабочего времени (в том числе при переходе на дистанционную работу) заработная плата педагогического работника не изменяется.
Вопрос: Будут ли закрыты общежития?
Императивно закрывать общежития нет необходимости, так как ситуация в разных вузах и регионах разная. Вузы должны принимать разумное самостоятельное решение. Вне зависимости от того, будет ли закрыто общежитие или нет, общежития будут работать в режиме повышенной готовности. Будет проводиться дополнительная санитарная обработка, антисептики, контроль за температурой.
Вопрос: Что делать, если образовательная организация перевела образовательный процесс в дистанционный формат, а преподаватель отказывается работать со студентами дистанционно?
Ответ: если образовательная организация приняла необходимые локальные нормативные акты о переводе образовательного процесса в дистанционный формат, довела указанные акты до сведения работников, то отказ преподавателя работать со студентами дистанционно является нарушением трудового распорядка и может повлечь применение к нему мер дисциплинарной ответственности.
Вопрос: Что делать, если преподаватель сомневается в качестве онлайн курса, в объеме информации, которую получат студенты?
Ответ: задача преподавателя – обеспечить качество освоения студентами соответствующего учебного курса. Если преподаватель сомневается в качестве онлайн-курса, то ему следует либо предложить другой курс, либо компенсировать имеющиеся, на его взгляд, недостатки курса в рамках учебно-методического сопровождения обучения студентов, подготовки для них дополнительных материалов, разъяснений и заданий.
Вопрос: Может ли преподаватель вместе со студентами зарегистрироваться на онлайн курс?
Ответ: технически это возможно. С учетом ответа на вопрос 1.14 может потребоваться включение преподавателя в список слушателей онлайн-курса.
Вопрос: Какие документы необходимо оформить с преподавателями, по дисциплинам которых студенты будут прослушивать онлайн курсы других университетов?
Ответ: если это будет связано с уменьшением учебной нагрузки преподавателя, оговоренной в его трудовом договоре, а также снижением учебной нагрузки ниже пределов, установленных локальными нормативными актами образовательной организации, то потребуется внести изменения в трудовой договор с работником (по соглашению сторон), индивидуальный план педагогического работника, а также локальный нормативный акт, регулирующий вопросы установления учебной нагрузки.
Вопрос: Нужно ли преподавателям ходить на работу, если их дисциплина замещена онлайн-курсом?
Ответ: это зависит от организационных решений, принятых образовательной организацией. Так, образовательная организация вправе предоставить работникам возможность перехода на дистанционную работу (с заключением соответствующего соглашения об изменении условий труда). В остальных случаях соблюдение режима рабочего время осуществляется педагогическими работниками в обычном порядке.
Вопрос: Несмотря на приказы Минобрнауки, ректор/ проректор/ директор/ декан/ завкафедрой/ завлаб требует обязательного присутствия на рабочем месте и грозит дисциплинарными взысканиями. Как поступить в этом случае?
Ответ: присутствие на рабочем месте в рабочее время является трудовой обязанностью работника. Законодательство не позволяет работнику в рабочее время покидать рабочее место без разрешения работодателя – это может считаться прогулом и повлечь за собой привлечение к дисциплинарной ответственности. Поэтому рекомендуется обсудить с работодателем возможность перехода на дистанционную работу (с заключением соответствующего соглашения об изменении условий труда), мотивированно объяснив, почему это необходимо.
Вопрос: Наш вуз официально не переходит на дистанционное обучение, но в группах не больше трети студентов – вправе ли преподаватель отменить свои пары?
Ответ: принятие такого решения преподавателем самостоятельно невозможно. Отменить аудиторные занятия вправе руководство образовательной организации.
Вопрос: Администрация образовательной организации в связи с ситуацией с распространением новой коронавирусной инфекции и организацией образовательного процесса с применением дистанционных образовательных технологий требует от преподавателей и других работников взять ежегодный оплачиваемый отпуск вне графика. Правомерно ли это?
Ответ: неправомерно. Требования администрации образовательной организации о переносе в одностороннем порядке ежегодных оплачиваемых отпусков педагогических и иных работников на другой период с изменением утвержденного ранее графика отпусков неправомерно и нарушает права работников на отдых. Однако такой отпуск может быть предоставлен в случае согласия обеих сторон трудового договора.
Вопрос: Что делать, если преподаватель был направлен в командировку, но она не может состояться с связи с текущей ситуацией? Как возместить потраченные преподавателем средства?
Ответ: В этой ситуации образовательной организации следует отменить приказ на командировку. Преподавателю необходимо незамедлительно обратиться к поставщикам услуг (авиакомпания, отель и т.п.) за возмещением расходов.
Если поставщик обоснованно не возвращает средства, образовательная организация возмещает преподавателю понесенные расходы. Согласно статье 168 Трудового кодекса РФ в случае направления в служебную командировку работодатель обязан возмещать работнику расходы по проезду, а также иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя. При отмене командировки квалификация произведенных работником затрат не меняется.
Преподавателю следует в обычном порядке подать авансовый отчет по отмененной командировке с приложением подтверждающих документов.