«Башкиры – это самобытный народ, который живет на верховьях Волги и Камы, Тобола и Яика по обеим сторонам Уральских гор» , - писал в начале Х века арабский ученый Ибн-Руста. «В плане формирования башкир, их этнического облика и культуры VIII-IX в.в. являются определяющими» , - пишет профессор Раиль Кузеев. Действительно исторический путь башкир долгий.
В последние годы значительно повысился интерес к прошлому своего народа, его истории, самобытному богатому духовному наследию. Совсем недавно не могло быть и речи о «древности» культуры, особенно так называемых «младописьменных» народов. В школах учили, что и башкирская культура и литература формировались лишь после Октября. Однако наука не стоит на месте, усилиями наших ученых сегодня намного расширены границы и исторические глубины научных исследований. Созданы в республике 6-ти томная история башкирской литературы, многотомные издания произведений народного творчества, энциклопедии Башкортостана, все больше и больше проникающие в глубь истории, к истокам. В настоящее время историки БГУ усиленно работают над созданием семитомной «Истории башкир». Очень приятно, что на сегодняшнем выездном заседании Курултая башкир участвуют и служащие, и ученые, и писатели, и журналисты, и школьные преподаватели… Такая активность может означать, на наш взгляд, только одно: проблема заседания, вынесенная на обсуждение, очень актуальна.
Заместитель Премьер-министра Правительства, министр культуры и национальной политики РБ Илдус Илишев в своей статье «Актуальные вопросы общественного движения в преддверии III Всемирного Курултая башкир» (Ватандаш, 2008, № 12) отметил: «Проведена большая работа по увековечению памяти выдающихся сынов башкирского народа… Имя рудопромышленника XVIII века Исмагила Тасимова было присвоено Акъярскому горному колледжу, в Стерлитамакском районе открыт памятник легендарному герою народа Кахым-Тюре, в Стерлибашевском районе – мемориальный комплекс предводителю юрматинцев Татигач-бию, в селе Юлдыбай Зилаирского района - памятник, символизирующий объединение семи башкирских родов…» и т.д.
Что касается фольклорно-литературного, этнокультурного наследия башкир северо-западного региона Башкортостана, здесь достаточно вспомнить имена Батырши Алиева, Гали Сокрыя, Гарифуллы Киекова, Шаихзады Бабича, Гамира Насыри, Ангама Атнабаева, Назара Наджми и т.д. В родных аулах в честь этих талантливых сыновей нашего народа созданы Дома-музеи. Земляки свято чтят память своих батыров, поэтов. Гражданский пафос, философское звучание, тонкий лиризм Н.Наджми, ААтнабаева всегда особо отмечались литературной критикой. В своих произведениях эти мастера слова всегда оставались верными себе. Они в диалектическом единстве освещали разум и безумие, любовь и ненависть, честь и бесчестие. Читательское внимание они искусно умели держать в напряжении.
Как отметил ученый-литературовед Ким Ахмедьянов, «поводья поэзии», несмотря на то, что «и Время, и Земля, и Песня летят» были в крепких руках этих талантов и они даже «в час последний» не выпустили их из рук, а бережно передали молодому поколению. Да, литературные произведения вышеназванных имен бесценны. Их творчество вобрало в себя многоликость и многокрасочность жизнедеятельности башкир. Н.Наджми в своем стихотворении «Разговор в весенний день» утверждает: «Из нас самих и состоит эпоха, И созидать эпоху нам самим!»
Значит, быть ответственным за судьбу мира- высокий долг каждого из нас. И нести нам, гуманитариям, на своих плечах это тяжелое, но благородное бремя ответственности.
Большой поэт, возможно, может смириться с тем, что имя его со временем могут и забыть, если в памяти народа останутся сотворенные им строки. Например, «Беҙ урман башкорто булабыҙ» Гали Сокрыя; «Таланттарға ҡаты ҡағылмайыҡ, Ҡәҙергә лә хаҡлы бит улар” Назара Наджми; «Һин – татармы, һин – башкортмо, Унда түгел мәсьәлә. Башҡорттан да, татарҙан да Урыҫ тыуа. Вәт бәлә!» Ангама Атнабаева и т.д.
Бессмертные строки, и они в памяти разных поколений. А бронза, гранит, металл, камень -лишь материальное воплощение нерукотворного памятника, живущего в сердцах людей. Проходя мимо бронзового Ленина на площади г.Нефтекамска, мимо застывших в металле воинов гражданской войны в парке в Касево, коллектив НФ БашГУ мечтает о памятниках: 1. Урал-Батыру. Башкирский народный эпос «Урал-Батыр» является таким уникальным источником по изучению мифологии, истории и литературы. Он открывает завесу над древней историей не только башкирского народа, но и мировой культуры в целом. Исследования эпоса «Урал-Батыр», сравнительный анализ его поэтики позволяют расширить наши знания о детстве человечества. Часто исследователи сравнивают эпос с другими уникальными древними текстами, например, с «Авестой» или «Гильгамешем». Представляется, что «Урал-Батыр» может содержать и более древние пласты исторического прошлого. Этот уникальный фольклорный образ Урала у нас в республике еще не увековечен в граните. После открытия первыми в республике Фольклорного центра в Нефтекамском филиале Башгосуниверситета, нам хотелось бы увидеть памятник, воздвигнутый Урал-Батыру. В этом направлении уже кое-что сделано. По нашей инициативе один известный скульптор изготовил макет этого памятника. Чтобы продвинуть работу дальше, нужны спонсоры. 2. Гали Сокрыю, выходцу из Татышлинского района, просветителю XIX века, который углубил содержание бесценного произведения “Таварих-и Булгарийа”. Автор дает свою интерпретацию легендам, дополняет список булгаро-башкирских просвещенных людей новыми именами. Вплетает шежере своего рода в ткань тауариха-повествования, что усиливает черты национального своеобразия и укрепляет историческую основу произведения. 3. Батырше Алиеву, идеологу восстания 1755-1756г.г., публицисту, выходцу из д.Карышево Балтачевского района.
В нашем регионе, мы считаем, нужно активизировать и создание барельефов, посвященных например, Гарифулле Киекову, сыну Гали Сокрыя, автору историко-литературных произведений Шайхзаде Бабичу, классику национальной поэзии, который родился в д.Асян Дюртюлинского района, Назару Наджми, лауреату Государственной премии РСФСР и Республиканской премии им.С.Юлаева, выходцу д.Миништы Дюртюлинского района. Н.Наджми поднял на уровень высокой поэзии такие важные темы, как патриотизм, дружба народов, ответственность человека перед эпохой и страной. Он и признанный башкирский драматург, внесший заметный вклад в развитие национальной драматургии; Гайнану Амири, родившийся в д.Ново-Уртаул Янаульского района, кавалеру орденов Отечественной войны I степени, Красной Здезды и других боевых наград, Заслуженному работнику культуры БАССР; Ангаму Атнабаеву, Заслуженному деятелю искусств РСФСР и БАССР, Народному поэту Башкортостана, родившийся в д. Старо-курдым татышлинского района. Война в произведениях А.Атнабаева является мерилом нравственных и духовных позиций человека. Публицистически заостренно поднимается в его поэзии проблема судьбы родной земли. Тревожные мысли о природе, об экологии Башкортостана, о менталитете народа стоят в центре творчества А.Атнабаева.
Галерею славных сыновей северо-западного региона Башкортостана и близлежащих его районов можно дополнить именами Героя Советского Союза Шарифуллы Сулейманова (д.Каенлык Краснокамского района), дважды Героя Советского Союза Мусы Гареева (д.Илякшиды Илишевского района), лауреата Всесоюзных, Всероссийских конкурсов, обладатель Гран-при 8-ого Международного фестиваль в Сочи, который родился в г.Янаул Радика Гареева, писателя, ученого, выходца из д.Кигазытамак Мишкинского района Кирэя Мэргэна, ученого-литературоведа, выходца из д.Старо-Балак Чекмагушевского района Гилемдара Рамазанова, 30 лет проработавший солистом Башгосфиларминоии, выходца из д. Рапатово Чекмагушевского района Ильфака Смакова, ученого-литературоведа, выходца из д.Имяново Балтачевского района Ахнафа Харисова и т.д.
Народный поэт, председатель правления Союза писателей Башкортостана Равиль Бикбаев в своей статье «Общая цель объединяет» пишет: «В Сибайском институте БГУ меня восхищает один момент. Каждого посетившего этот вуз встречают два поэта: с одной стороны - Шаихзада Бабич, с другой - Рами Гарипов».
Да, действительно, кроме этих памятников, в главном учебном корпусе этого вуза в барельефах, в методических кабинетах увековечена память десятков представителей башкирского народа, среди них предводитель национального движения 1773-1775 г.г. Кинзя Арсланов, композитор Хусаин Ахметов, поэты-просветители XIX века М.Акмулла и М.Уметбаев, ученый-методист Абдрахман Галлямов, основатель Южно-Уральской школы дзюдо, Заслуженный тренер СССР, Заслуженный работник физкультуры России Харис Юсупов и т.д.
Такие добрые традиции могут сложиться не только в вузах, но и в средних специальных учебных заведениях, школах, гимназиях г.Нефтекамска, Краснокамского и других районов.
Эти соображения в свое время нашли отражение и в резолюциях научно-практических конференций, например, IV Межрегиональной научно-практической конференции «Городские башкиры: проблемы демократии, языка и культуры», проведенной совместно с Институтом истории, языка и литературы УНЦ РАН, Межрегиональной научно-практической конференции «Этнокультурные и языковые особенности северо-западного региона Республики Башкортостан», проведенной совместно с администрацией нашего города и Татышлинского района. Были высказаны идеи присвоения улицам нашего города имен вышеназванных личностей, выходцев из северо-западного региона Башкортостана и установлении мемориальных досок.
В нашем северо-западном регионе республики много талантливых людей. И, на наш взгляд, стоит расширять работу по увековечению памяти известных представителей башкирского народа. Ведь есть крылатое выражение: “Шәхестәрен күтәргән халыҡ-бөйөк халыҡ”- “Народ, который почитает своих талантов- великий народ”.
[right]Муллагулова А.М., зав. кафедрой башкирской филологии, к.филол.н., доц. Нефтекамского филила БГУ[/right]